В нашей галактике обнаружена звёздная пустыня

По неизвестным причинам в значительной части Млечного Пути отсутствуют молодые звёзды.

Астрономы из Токийского университета (Япония) провели тщательное изучение цефеид – молодых переменных звёзд в районе центра нашей галактики. При этом выяснилось, что их там почти нет. Это довольно странно, потому что в целом концентрация звёзд в ядре Галактики очень высока, много выше, чем в окрестностях Солнца. Причины такой аномалии пока неясны. Соответствующая статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Цефеидами называют пульсирующие переменные звезды с точно известной зависимостью между периодом колебания их яркости и светимостью. Такая зависимость позволяет, после длительных наблюдений, точно определить расстояние до цефеиды, используя её как естественный космический маяк. Типичным примером такого маяка является Полярная звезда. Это весьма молодые светила, не старше 300 миллионов лет. Если в каком-то регионе Галактики их нет, значит последние сотни миллионов лет новые звезды там не возникали.

Желтым отмечены вновь открытые цефеиды, все они лежат много дальше центра Галактики. Фото: © The University of Tokyo

Проанализировав данные наблюдений различных телескопов в  инфракрасном диапазоне, японские астрономы выяснили, что небольшое число цефеид есть лишь не далее 150 световых лет от центра Галактики. Дальше простирается настоящая пустыня – на удалении до 8000 световых лет от центра цефеид нет вообще.

Следовательно, звездообразование там «выключено» еще со времён, когда на Земле был каменноугольный период. Почему и как это произошло – неизвестно. Этот факт особенно занимателен на фоне того, что в этой же самой «пустыне» звёзд вообще намного больше, чем на периферии Галактики, или в районе близком к Солнцу. То есть до «выключения» звездообразования светила формировались там намного интенсивнее, чем вблизи от нас.

Как от такого бурного звездообразования внутренняя часть галактики внезапно перешла к полной остановке рождения светил – неясно. Теперь астрономам предстоит провести значительную теоретическую работу, чтобы объяснить это загадочное явление.